До следующих выборов осталось:
Главная
75 лет Победы
Главная75 лет Победы

 

«10 февраля 1946 года в день выборов в Верховный Совет СССР мы, воины Армии-победительницы, отдадим свои голоса лучшим представителям нашего народа — кандидатам сталинского блока коммунистов и беспартийных»

Гвардии ст.лейтенант П. Коркин»
(из статьи в газете «Социалистическая Якутия»)

  В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в рамках проведения в России Года памяти и славы, Якутская городская территориальная избирательная комиссия решила восстановить архивы первых послевоенных выборов в городе Якутске. Источником архивных данных служили статьи, напечатанные в газете «Социалистическая Якутия» за 1946-1947 года.

     «Думаю, что приведенные материалы и информация об истории выборов в Российском государстве и становлении избирательной системы в Республике Саха (Якутия) заинтересуют и окажут существенную помощь многим читателям, особенно тем, кто интересуется историей своей Родины, становлением и совершенствованием государственной республики и одного из ее главных институтов — избирательной системы.» В.Н.Михайлов

   Из книги В.Н.Михайлова «История выборов в Российском государстве. Выборы в Якутии»

  Избирательное законодательство послевоенного периода почти не претерпело изменений по сравнению с «положениями о выборах» 1937-39 гг. Изменен был возрастной ценз для депутатов Верховных Советов: союзных с 18 до 23 лет, а республиканских — до 21 года.
   Впервые было разрешено голосование не в помещении избирательного участка, а по месту жительства с использованием «избирательного ящика уменьшенного размера». Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12.12.45г. участковым комиссиям разрешалось «в виде исключения производить прием избирательных бюллетеней в местах пребывания отдельных групп избирателей, если эти избиратели по условиям сообщения не могут прибыть для голосования на избирательный участок».
Законодательство разрешило регистрацию в качестве избирателей лиц, находящихся под следствием, но не содержащихся под стражей, если они не были лишены избирательных прав по приговору суда. Лишение избирательного права на основании приговора суда было отменено в 1958г.
В 1946 году впервые были допущены к выборам в Верховный Совет СССР советские граждане — военнослужащие, находящиеся за пределами Союза. А вот экипажи гражданских судов, находящиеся в день выборов в портах и водах иностранных государств, в выборах не участвовали.
Интересна архивная информация следующего содержания.
В Постановлении Президиума Верховного Совета СССР за подписью Председателя Президиума М.И. Калинина записано: «Установить, что лица польской и еврейской национальностей, бывшие польские граждане, и члены их семей, переселяющиеся из СССР в Польшу и утрачивающие в связи с этим советское гражданство, не вносятся в списки избирателей и в тех случаях, когда они ко дню выборов в Верховный Совет СССР не выедут из СССР». Другим постановлением устанавливалось: «Лица, имеющие судимость или отбывающие наказания по суду, но без поражения в избирательных правах и не находящиеся в местах заключения, вносятся в списки избирателей на общих основаниях.
   В списки избирателей вносятся также лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они по суду не лишены избирательных прав».
В этот период истории избирательное законодательство только еще начинало складываться и, конечно, еще было несовершенно. Отдельные избирательные права еще не были закреплены в законах, а отдельные избирательные правоотношения — не отрегулированы. Хотя практика применения избирательного законодательства в тот период не имела заметных затруднений в проведении избирательных кампаний.
В частности, все уровни избирательных комиссий были вплоть до середины 90-х годов не постоянно действующими и прекращали свои полномочия по окончании выборов. В системе комиссий не было базовых, районных и городских комиссий, впоследствии названных территориальными, что не способствовало накоплению опыта работы комиссий и осуществлению принципа преемственности в их деятельности.
Положения о выборах не предусматривали институт наблюдателей в том виде, как он представлен в настоящее время. Отсутствовал институт самовыдвижения и выдвижения кандидатов группами избирателей, но только общественными организациями и обществами трудящихся, зарегистрированными в установленном порядке.
В положениях о выборах, а затем и в законах о выборах полностью отсутствовали нормы, регулирующие порядок проведения агитации за кандидатов. Устанавливалось только, что каждой организации, выставившей и зарегистрировавшей своего кандидата в депутаты, равно как и каждому гражданину ЯАССР, обеспечивается право беспрепятственной агитации за этого кандидата на собраниях, в печати и иным способом согласно ст. Конституции ЯАССР. Положения запрещали агитацию в день голосования только в помещении избирательного участка во время подачи голосов. Можно предполагать, что в других местах в день голосования можно было вести агитацию в любой форме. На практике все формы агитационной деятельности выполнялись по директивам главных организаторов выборов — партийных и советских органов.
Пока еще не было представлено право досрочного голосования для граждан, выезжающих в служебные командировки, отпуска и по другим уважительным причинам.
Со временем специальная комната для заполнения бюллетеней была заменена  на кабинки, обеспечивающие тайну заполнения бюллетеней, расположенные в той же комнате, где размещалась участковая комиссия, перестали использоваться конверты для бюллетеней, а бюллетени стали опускаться непосредственно в ящик.

выборы1946 выборы1947


//